Воскресенье, 19.11.2017, 02:01 | Приветствую Вас Гость

АО ДО "Майминская районная детская юношеская спортивная школа"

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Формирование устойчивой спортивной мотивации у юных спортсменов начальной подготовки посредством внетренировочной деятельности

Автономное учреждение дополнительного образования детей

«Майминская районная детско-юношеская спортивная школа»

Формирование устойчивой спортивной мотивации у юных спортсменов посредством внетренировочной деятельности

Выполнила: Ложникова

Галина Витальевна,

Методист I КК,

Мастер спорта СССР

  1. Введениес.3
  2. Особенности мотивации юных спортсменов на этапе начальной подготовки с.5
  3. Констатирующий эксперимент среди обучающихся АУ ДОД «МР ДЮСШ» с.8
  4. Факторы повышения эффективности формирования мотивации детей к занятиям спортом.с.11
  5. Результативность.с.12
  6. Литературас.13

Введение

Здоровье – ценность не только для каждого человека, но и для общества в целом. Однако далеко не все школьники считают свое здоровье ценностью. Причины этого – и незнание реальных угроз здоровью, и излишняя уверенность в неистощимости ресурсов организма, и надежда лишь на возможности медицины. А главное – просто неумение осознать состояние своего организма в ситуациях каждого дня.

По опросу учащиеся ставят среди важных жизненных приоритетов здоровье лишь на 9-ое место. Человек современный все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. Малоподвижный образ жизни (занятия в школе, уроки дома, сидение перед компьютером и телевизором) сказываются на общем состоянии здоровья детей. Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности лишь на 11%.

Таким образом, налицо проблема: изменить ориентацию учащихся на здоровье и здоровый образ жизни. В настоящее время решение этой проблемы – задача и обязанность спортивных и общеобразовательных школ.

На современном этапе развития и реорганизации спортивных детско-юношеских школ важное значение приобретают проблемы совершенствования системы физического воспитания и спорта школьников. При этом неоспоримым признается факт наиболее эффективного и целенаправленного воздействия спортивной подготовки на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно ярко это выражено в детском и юношеском возрасте, когда благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм наиболее эффективно.

В нашей работе обосновывается значение формирования устойчивой мотивации детей к занятиям спортом на начальном этапе спортивной подготовки, приводится выявленная структура мотивации и причины начала регулярных занятий спортом, характеризуются поведение и деятельность тренера как важные факторы поддержания у детей желания продолжать занятия спортом.

В качестве одной из стратегических задач подготовки спортивного резерва государством определена переоценка деятельности училищ олимпийского резерва и повышение их роли в спортивной подготовке. Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта рекомендовано обеспечить наполняемость спортивных школ и училищ олимпийского резерва контингентом спортсменов, исходя из задач, решаемых учреждениями этих типов, а работникам данных учреждений – решить проблему повышения эффективности своей деятельности (5).

К ведущим организационным единицам, в которых осуществляется централизованная подготовка профессиональных спортсменов, относятся школы и училища олимпийского резерва (УОР). При этом в деятельности УОР большинство проблем связано с тем, что учащиеся должны повышать свое спортивное мастерство и качественно осваивать знания, умения и навыки будущей профессии. Спортсмены вынуждены жить и действовать в режиме тройной нагрузки: учебной, тренировочной и соревновательной. Чтобы выдержать ее, необходимы значительные систематические волевые усилия, актуализация которых возможна только на фоне устойчивой и сильной мотивации к занятиям спортом.

Однако, мотивация, равно как и волевые качества личности, не формируется за непродолжительное время, следовательно, проблемы их воспитания должны решаться до того, как спортсмен попадает в УОР, на этапе начальной спортивной подготовки. По неофициальным данным, полученным в результате опросов практикующих детских тренеров, в первые полтора–два года спортивной подготовки до 40% юных спортсменов прекращают регулярные занятия по причинам личного характера, среди которых ведущее место занимает отсутствие (или снижение) у детей мотивации к занятиям спортом. Это обусловливает особую актуальность изучения структуры мотивации детей к занятиям спортом на данной стадии и определения факторов повышения эффективности ее формирования, что и явилось целью нашего исследования.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  1. Изучение литературы по проблемам мотивации в спорте и образовании;
  2. Разработка вопросов анкеты для опроса обучающихся ДЮСШ;
  3. Анализ и обобщение полученных результатов анкетирования;
  4. Определение действий, необходимых для коррекции учебно-тренировочного процесса педагогами ДЮСШ.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, обобщение передового опыта, педагогическое наблюдение и тестирование, математико-статистические методы обработки полученных материалов.

Базой исследования явилось Автономное учреждение дополнительного образования детей «Майминская районная детско-юношеская спортивная школа». В исследовании приняло участие 120 спортсменов в возрасте от 8 до 18 лет.

Особенности мотивации юных спортсменов на этапе начальной подготовки

На основе изучения работ отечественных и зарубежных психологов, в которых раскрываются общие вопросы мотивации и мотивационной сферы личности (А.Н.Леонтьев, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейн, Х.Хекхаузен и др.) и вопросы мотивации спортивной деятельности (Г.Д.Бабушкин, Т.Т. Джамчаров, А.П.Нечаев, А.Ц.Пуни и др.), мы предположили, что личностные качества, поведение и деятельность тренера имеют определяющее значение для формирования у детей устойчивой мотивации к занятиям спортом на этапе начальной спортивной тренировки.

Путь к эффективному обучению, результативной деятельности человека лежит через понимание его мотивации. Только зная, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно попытаться разработать эффективную систему форм и методов управления им. Для этого нужно знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей.

Но, главное, важно знать содержание мотивационной сферы конкретной общности людей. Это особенно важно для видов деятельности, связанных с высокими физическими и психологическими нагрузками, к которым относится и спортивная деятельность.

Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный, смысл. Разные спортсмены, занимаясь одним и тем же видом спорта, выполняя одинаковые по сложности и интенсивности тренировочные нагрузки, нередко руководствуются разными, порой прямо противоположными мотивами, придают различное значение своим занятиям. Мотивы спортсменов динамичны по своему содержанию. В процессе спортивного совершенствования они изменяются, преобразуются под влиянием обстоятельств, других спортсменов, оценки собственных действий и поступков, а главное – целенаправленной воспитательной работы.

Особенно важно уделять внимание формированию устойчивых мотивов к занятиям спортом на начальной стадии спортивной тренировки, поскольку в этот период основными особенностями мотивации являются недостаточная осознанность потребностей, лежащих в основе мотивов, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов их удовлетворения (3, 4, 6, 7). Поэтому, по многочисленным свидетельствам тренеров, именно в этот период наблюдается наибольшее количество случаев прекращения детьми регулярных тренировок по причине отсутствия мотивации к ним – не зависимо от способностей ребенка, его спортивной «перспективности» и т.п. Это определяет необходимость в особенном внимании тренеров к формированию мотивации занятий спортом у детей на начальном этапе спортивной тренировки.

Общими для мотивов начальной стадии являются такие особенности, как недостаточная осознанность потребностей, лежащих в их основе, диффузность, нестойкость, неопределенность и взаимозаменяемость различных способов удовлетворения. Их содержание и сила определяется тем, что человек включается в новый двигательный режим, в новый стиль жизни, происходит адаптация к физическим нагрузкам и к отношениям в спортивном коллективе. «В основе мотивов чаще всего лежит социально значимый опыт человека, привлекающий спортсмена возможностями проявления физической активности, коррекции физических или психических недостатков, общения с группой сверстников, познания своих возможностей, освоения «модного» вида спорта» (7, стр.95). Эти мотивы, преимущественно, динамичны, они могут сменять друг друга, образовывать нестойкие взаимосвязи, преобразовываться под взаимодействием тренера и товарищей. «Характерной особенностью мотивации этого периода является незначительная осознанность потребностей, лежащих в основе этих мотивов, великое разнообразие и нестойкость способов их удовлетворения, а также готовность к их быстрому изменению» (7, стр.95).

По сути, все мотивы этой стадии направлены на определение того, является ли спортивная тренировка необходимой и желаемой для данного человека. Результаты практического опыта современных детских тренеров свидетельствуют о том, что, в среднем, в первые 2 года спортивной тренировки по собственному желанию («расхотелось», «перестало нравиться» и т.п.) прекращают занятия около 40% воспитанников не зависимо от уровня их подготовленности и пригодности к конкретному виду спорта. Дальнейшее развитие мотивов связано с устойчивостью занятий избранным видом спорта, достижением определённых успехов в нём, расширением специальных знаний и навыков. Это определяет необходимость в особенном внимании тренеров к формированию мотивации занятий спортом у детей на начальном этапе спортивной тренировки, поскольку именно в этот период наблюдается наибольшее количество случаев прекращения детьми регулярных тренировок.

Каковы причины прекращения тренировок детьми? Всем известна система спортивного отбора, задача которого заключается в определении предрасположенности (одаренности) ребенка к спортивной деятельности и выявлении наиболее перспективных занимающихся исходя из требований вида спорта. Однако зачастую многие способные в двигательном и психологическом отношении юные спортсмены бросают занятия, даже не пройдя начального этапа отбора. Причины могут быть специфическими (несоблюдение тренером принципов постепенности в наращивании тренировочных нагрузок и возрастной адекватности тренировок («форсирование результатов»); отсутствие должного внимания к некоторым спортсменам («не перспективен»); отсутствие положительного эмоционального фона на занятиях; постоянные боли в мышцах («тренировки без отдыха»); отчужденность от спортивного коллектива и натянутые отношения с тренером и т. д.) и неспецифическими (занятость учебой, работой по дому, семейные неурядицы, «природная лень» и т. д.).

Деятельность в спорте высших достижений связана с высоким психологическим напряжением. По сравнению с другими видами деятельности в спорте высокое психическое напряжение принципиально неустранимо, без него невозможно превышение прежних рекордов. Особенность спортивной деятельности такова, что достижение успеха в ней требует большего по сравнению со многими другими проявления воли.

Волевые качества личности не формируются за непродолжительное время, для этого требуется длительная работа и самого спортсмена, и тренера, и начинаться она должна на первом этапе спортивной деятельности. Именно на начальной стадии спортивной деятельности необходима интенсивная воспитательная работа тренера, направленная на формирование у воспитанников сильной устойчивой мотивации занятий спортом, развития волевых качеств.

Для того, чтобы предотвратить «отсев» занимающихся на начальной стадии спортивной тренировки, тренеру важно знать наиболее значимые для воспитанников факторы, служащие мотивами их спортивной деятельности. Поскольку, как сказано выше, мотивы этого этапа тренировки являются динамичными, неустойчивыми и не до конца осознанными, целенаправленная воспитательная деятельность тренера может способствовать формированию у детей устойчивой потребности и позитивной мотивации в занятиях спортом. Это позволит также избежать многих проблем, с которыми сталкиваются тренеры и спортсмены на следующих этапах спортивной подготовки.

Анкета

  1. Твой возраст?
  2. Каким видом спорта ты занимаешься?
  3. Сколько лет занимаешься?
  4. Твой тренер?
  5. Почему ты выбрал данный вид спорта? (нужное подчеркнуть)

* Люблю именно этот вид спорта;

* Нравится мой тренер, как человек и педагог;

* Посоветовали родители;

* Мне кажется, я смогу добиться успехов в этом виде спорта;

* Мне нравится психологический климат на занятиях;

* Мои друзья занимаются данным видом спорта;

* Хочу стать Олимпийским чемпионом;

* Хочу быть здоровым и сильным;

* Другое_________________________________________________________

6. Что тебе не нравится в тренировках?

7. Каким видом спорта ты занимался ранее, сколько лет?

8. Каким видом спорта ты хотел бы заниматься, если бы была такая возможность?

9. Твои родители (братья, сестры) занимались спортом? Каким видом?

Проанализировав ответы респондентов, мы выяснили следующее:

Основными мотивами занятий спортом у детей являются:

А) мотивация на успех – 93%. Здесь мы суммировали ответы «Мне кажется, я смогу добиться успехов в данном виде спорта» -52% и «Хочу стать Олимпийским чемпионом» - 41%.

Б) мотивация на здоровье – 74%. «Хочу быть здоровым и сильным».

В) мотивация на конкретный вид спорта, содержание тренировочной деятельности – 51%. «Люблю именно этот вид спорта».

Г) мотивация на личность конкретного тренера – 37%. «Нравится мой тренер, как человек и педагог».

Незначительными оказались мотивация «на друзей» -18 %, психологический климат на занятиях – 15%, советы родителей – 7%. Таким образом, превалирующим мотивом занятий спортом является мотивация на успех, т.е. возможность самореализации, раскрытия своих талантов и потенциалов.

А. Маслоу в своей теории «Я» особое значение придает присущей каждому человеку врожденной потребности в самоактуализации – полном развитии своего потенциала, которое возможно только после удовлетворения низших потребностей. Все виды потребностей присутствуют в спортивной деятельности, в особенности потребность в принадлежности к группе или организации и в уважении к себе, заключающихся в необходимости положительных реакций от подтверждения своих способностей и значимости результатов деятельности. Занятия спортом предоставляют широкие

возможности для реализации потенциала человека. Стремление к самоактуализации непрерывно, удовлетворение этой потребности должно быть постоянно достигаемым и вновь необходимым. В этом смысле соревновательная деятельность наиболее приемлема и доступна для актуализации способностей и интересов детей.

Мотивационная составляющая занятий должна вести юных спортсменов от личностно значимых мотивов к социально значимым, т. е. от низших к высшим.

Именно этим переходом должен педагогически грамотно руководить тренер-преподаватель в ходе своей работы, создавая предпосылки для регулярных тренировок. Например, учитывать, что в подростковом возрасте среди широких социальных мотивов ведущим становится стремление найти свое место среди товарищей в коллективе. На тренировках и соревнованиях следует обращать внимание спортивного коллектива на те или иные качества отдельных спортсменов, подчеркивая их самостоятельность, трудолюбие, настойчивость, волю к победе, ставя в пример отлично выполненное задание, тем самым повышая престиж занимающегося в глазах товарищей, укрепляя уверенность в свои силах и намерение продолжать занятия. Далее, в беседах с юными спортсменами необходимо указывать на социальную значимость спортивных достижений для группы, школы, села, республики, страны, и возможности реализации своих способностей в будущем, создавая тем самым установку на долговременное увлечение спортом с перспективной целью на достижение высоких спортивных результатов.

Среди многих проблем в психологии и теории спорта одно из важнейших мест всегда занимала проблема развития способностей. В учебно-тренировочном процессе большое внимание уделяется изучению механизмов и поиску методов формирования ценных свойств и качеств воспитанников для избранного вида спорта. Способности представляют собой совокупность психофизиологических качеств, имеющих сложную структуру, проявляющихся в скорости приобретения знаний и умений, в качестве, легкости, прочности овладения специализированными навыками. Тренер-преподаватель призван учитывать способности юных спортсменов и в случае их недостаточной выраженности формировать необходимые компоненты.

Обращаясь к проблеме мотивации начинающих спортсменов, важно отметить, что соответствие между реальной спортивной деятельностью и индивидуально-психологическими качествами ребенка обеспечивает высокую эффективность, надежность и устойчивость учебно-тренировочного процесса и предопределяет спортивные достижения. На формирование психомоторных способностей оказывают влияние не только психофизиологические задатки, воспитание, условия жизни и деятельности, но и психологические свойства личности (интересы и склонности), которые непосредственно к способностям не относятся. Зачастую интерес способствует формированию способностей, успехи в применении которых, в свою очередь, влияют на укрепление интереса, углубляя и обогащая его. Тем самым возникновение интереса к тому или иному виду спорта связано с пробуждением интереса к нему и служит отправной точкой для их развития.

Важной составляющей учебно-тренировочного процесса является оценка успешности овладения спортсменами специализированными спортивными навыками, их технической эффективности. Как известно, оценка – одно из средств оптимизации спортивной подготовки, контроль освоения изучаемого материала. Объективно оценивая способности и двигательную активность учеников, используя тестирование и педагогические наблюдения, тренер-преподаватель определяет перспективность юного спортсмена и планирует учебно-тренировочный процесс, прогнозирует будущие спортивные результаты. К тому же подчеркивание им уникальности каждого из воспитанников стимулирует стремление прилагать еще большие усилия на занятиях, проявлять старательность, настойчивость, требовательность к себе и своей деятельности.

Однако следует быть осторожным, так как это чревато завышением уровня притязаний спортсмена и уверенности в своих силах – в этом случае возможно получение травм вследствие переоценки своей подготовленности, а также развитием «звездной болезни». Посредством же адекватной регуляции уровня притязаний оптимизируются эмоциональные реакции детей на неуспех и неудачу, укрепляется мотивация спортивной деятельности. Ориентация на достижение личных рекордов в различных аспектах подготовки, а не на победу над определенным соперником, способствует формированию направленности на регулярные тренировки с непрерывным ростом результатов, а также стойкой потребности к соревновательной деятельности, успехи и неудачи в которой рассматриваются юными спортсменами сдержанно и объективно.

Факторы повышения эффективности формирования мотивации детей к занятиям спортом

Как же поступить тренеру, чтобы сохранить набранную группу с наименьшими потерями и привлечь начинающих спортсменов к систематическим занятиям спортом? Прежде всего, необходимо изучить психологические и физиологические особенности каждого ребенка и предотвратить появление причин, по которым юные спортсмены могут прервать тренировки. В практике работы тренеров-преподавателей нашей школы сформированы следующие рекомендации:

- строго соблюдать принцип возрастной адекватности тренировочных нагрузок, учитывать их доступность и реакцию организма юных спортсменов сразу после выполнения упражнений и к концу тренировки;

- наращивать нагрузки только при уверенности, что дети усвоили пройденный материал и готовы физически к увеличению объема и интенсивности упражнений или изменению содержания занятий;

- улучшать эмоциональный фон тренировок, применяя подвижные игры и эстафеты, вводить игровые задания (см. в приложениях планы-конспекты занятий), стремиться к разнообразию содержания тренировок, активно используя методы поощрения;

- осуществлять мероприятия по сплочению группы и укреплению дружественных отношений (см. приложения);

- необходимо стремиться уделять внимание каждому спортсмену в процессе тренировки, корректируя правильность его движений;

- давать индивидуальные задания (в том числе дополнительные на дом) и вводить элементы соревновательной деятельности (полезно завести на каждого ребенка «карту роста», в которой бы фиксировались результаты контрольных тренировок, тестов и т.д.);

- интересоваться состоянием опорно-двигательного аппарата детей на занятиях («Не болят ли мышцы?», «Как настроение?») и выяснять последствия проведенной накануне тренировки;

- интересоваться школьными и семейными проблемами детей, оказывать психолого-педагогическую поддержку (при необходимости в рекомендательной форме давать советы).

Таким образом, предупреждая и выявляя препятствия для занятий, следует тщательно анализировать ситуацию и предпринимать адекватные действия по их устранению. При этом немаловажную роль играет сдержанность, рассудительность и способность к эмпатии (сопереживанию) тренера. Насыщенность и информативность общения влияет на характер взаимоотношений тренера и воспитанников и, в конечном счете, на силу и устойчивость мотивации детей к занятиям спортом.

Результативность

Все эти постулаты были использованы мною в тренерской и методической работе с группой волейболистов первого года обучения. В рамках этой деятельности были разработаны и проведены следующие воспитательные и спортивно-оздоровительные мероприятия и праздники: «Мама, папа, я – спортивная семья», «В гостях у Деда Мороза», «Рождественские забавы», «День здоровья», «Посвящение в спортсмены», «Мамочка спортивная моя» и др. Мои воспитанники с удовольствием принимали в них участие и входили в число победителей.

Все эти мероприятия предоставляли возможность для соревновательной деятельности ребятам групп начальной подготовки, т.к. официальных соревнований по видам спорта для начинающих спортсменов проводится немного. Присутствие родителей на наших праздниках, а тем более их участие придает определенную значимость занятиям спортом в сознании детей, повышает мотивационную составляющую.

Один раз в месяц дети выезжали в Горно-Алтайский плавательный бассейн на восстановительные занятия, ходили в походы. Вся эта работа, безусловно, сплачивает детский коллектив и формирует устойчивую спортивную мотивацию к занятиям спортом.

Итог 100%-ная сохранность группы (отсеялись лишь пятиклассники, перешедшие заниматься в первую смену в общеобразовательной школе, и один ребенок выбыл по состоянию здоровья). У группы сформирована стойкая потребность в систематических занятиях спортом, дети приобщаются к здоровому образу жизни, учатся рационально и с пользой для здоровья распределять свое свободное от учебы время.

Наша работа может быть интересна всем педагогам дополнительного образования детей, учителям физической культуры, ведущим дополнительные занятия по видам спорта, а также тренерам-преподавателям любых учреждений спортивно-оздоровительной направленности.

Литература:

1. Макарова А.К. Формирование мотивации учения. М., 1990.

2. Максимов Л.К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника // Мотивация учения. - Волгоград, 1976.

3. Нечаев, А.П. Психология физической культуры / А.П. Нечаев. – М.; Л., 1930. – 112с.

4. Общая и спортивная психология: учеб. для вузов / под ред. Г.Д. Бабушкина. – Омск: СибГУФК, 2004. – 400 с.

5. О повышении эффективности системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации [электронный ресурс] // Решение коллегии Федерального Агентства по физической культуре и спорту от 6.09.2005 No5/1. – Режим доступа: http://www.rossport.ru

6. Психология физического воспитания и спорта / под ред. Т.Т. Джамчарова, А.Ц. Пуни. – М., 1979. – 143 с.

7. Попов, А.Л. Спортивная психология: учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1999. – 152 с.

8. Саблина Т.А. Мотивация достижения в младшем школьном возрасте: канд. психол. наук. - Ростов н/Д, 1993.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1,2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М.Величковского. - М.: Педагогика, 1986.

10. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М. 1984.

Категория: Мои статьи | Добавил: galina (03.01.2015)
Просмотров: 3965 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Мои статьи [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz